Хатынская повесть
Белорусская деревня Хатынь стала скорбной страницей истории Великой Отечественной Войны. 22 марта 1943 года фашисты выгнали из домов все население от мала до велика, загнали в колхозный сарай, заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Погибли все. Только дети — Володя Яскевич, его сестра Соня, Саша Желобкович, Антон Барановский остались живы. Советский, а теперь белорусский писатель Алесь Адамович «прошел жестокую школу войны, которая застала его зеленым подростком и, проведя через кровавое горнило борьбы, выпустила в мир зрелым молодым человеком, обогащенным уникальным опытом партизана-антифашиста».
На войне Адамович постиг ценность таких человеческих качеств, как верность дружбе, преданность, героизм, познал жестокие следствия подлости и измены — всего, что потом ляжет в основу его военной прозы. «Хатынская повесть» — воплощенная память войны, повесть-напоминание, повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не должен пропасть даром. Только не щадя своей жизни можно отстоять свободу и победить врага. Кто палачи? Причины карательной операции? Спросит читатель. Исподволь, неторопливо подводит автор читателя к широкой панораме трагедии деревни. Адамович далек от сочинительства, его повесть, вплоть до мельчайших подробностей, документирована. Главной задачей писателя было желание рассказать об участниках и «вдохновителях» карательных операций, начиная с Гитлера и кончая последним рядовым полицаем. Этих людей нельзя ни понять, ни оправдать. Многие страницы повести согреты благодарным чувством уважения и признательности тем, кто погиб, но сохранил веру в доброе предназначение человека. Время подтверждает, что таким произведениям, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича — уготована долгая жизнь.